Миграционная политика в России: цели и перспективы

День работника миграционной службы отмечается 14 июня. Работники миграционной службы – это не просто регистраторы показателей миграции, они выполняют важные функции по обеспечению геополитических интересов и международного имиджа страны. Они препятствуют обострению ситуации на рынке труда, вытеснению с него граждан России. Миграционная служба осуществляет контроль за въездом и выездом мигрантов, чтобы не было расширения теневой экономики, усиления социальной напряженности и ксенофобии, осложнения криминогенной ситуации.

Миграционная служба рассматривает заявления о приеме в гражданство России и принимает решения по данному вопросу. Последние годы роль миграционной службы значительно возросла. Это связано не только с санкциями и специальной военной операцией на Украине, но и с углублением взаимодействия стран СНГ, развитием Евро-Азиатского сотрудничества, ростом числа желающих переехать в Россию и получить ее гражданство.

Только за первые месяцы 2022 года число мигрантов почти в два раза превысило аналогичный показатель 2021 года. Более чем в два раза выросло также число выданных трудовых патентов. Несмотря на все злопыхательства Запада Россия остается привлекательной для работы и жизни страной.

По статистике основу трудовых мигрантов составляют граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Общее число мигрантов составляет порядка 10 миллионов человек. Значительно снизилось число нелегальных мигрантов в связи с более строгим миграционным контролем во всех регионах страны, более тщательным рассмотрением заявок предпринимателей на привлечение мигрантов, а также введением трудового патента.

Следует отметить, что в России не до конца исчерпан собственный потенциал трудовых ресурсов. Только по официальным данным сейчас в стране более трёх миллионов безработных. При этом уровень безработицы по регионам разнится во много раз. В регионах иногда забывают, что в первую очередь на работу надо принимать российских граждан, а затем мигрантов. А тех работодателей, которые нарушают этот порядок, надо штрафовать.

Силой людей сегодня в прозябающий регион не загонишь, а эффективных стимулов для регулирования миграционных потоков пока недостаточно. Яркое подтверждение тому – слабое выполнение региональной части программы по переселению в Россию соотечественников из-за рубежа: ажиотажа не наблюдается и даже есть случаи, когда приехавшие к нам соотечественники предпочли вернуться за рубеж. «Дешевые», малограмотные мигранты едут, а бывшие соотечественники не всегда могут обустроиться, найти нормальную работу по специальности и доступное жильё.

Почти 90 процентов из приезжающих к нам за работой оседают в Москве, Московской области, в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Екатеринбурге и Краснодарском крае. То есть там, куда стремятся и наши сограждане из других регионов страны. Надо меньше регистрировать мигрантов в крупных городах. Пусть возрождают сельское хозяйство. Десятки тысяч заброшенных деревень обустраивайте, возрождайте село в Центральной России.

Чем можно привлечь человека туда, где есть работа, но не хватает работников? Достойной заработной платой, жильем, комфортной социальной средой, возможностью привезти с собой семью. Многие ли работодатели готовы все это предоставить? Единицы!

Нередко частник кивает на государство, а государство на частника.

Целесообразно было бы ввести дополнительный сбор с частных компаний, использующих труд мигрантов для создания фонда по переселению соотечественников из-за рубежа.

Немало до сих пор мигрантов, которые хотя и встали на миграционный учет, но работают нелегально. Это поле для злоупотреблений, коррупции, преступности. Просто надо запрещать деятельность компаний, использующих нелегальных мигрантов. Руководителям таких компаний – крупные штрафы, так как это воровство бюджетных денег, не поступающих в бюджеты из-за неуплаты подоходного налога «сокрытыми» мигрантами. Жёстко, но как иначе наладить дисциплину в стране и строгое исполнение законов и постановлений правительства.

Нужны не слова, «концепции» и тому подобное, а чёткое исполнение программ государственной миграционной политики Российской Федерации в увязке с планами развития регионов и занятости в регионах. Сроки, ответственные, ресурсы – нужны конкретные проекты по регионам и их безусловное выполнение.

Мигрантам сейчас положена неотложная медицинская помощь. И многие активно этим пользуются – специально приезжают для того, чтобы родить в той же Москве ребенка. Ведь родовспоможение и послеродовые осложнения тоже связаны с неотложной помощью, как и острый инфаркт, инсульт. Почему российские налогоплательщики должны это оплачивать, если недобросовестные предприниматели используют труд нелегальных мигрантов?

Каждый мигрант должен пройти медицинское освидетельствование и быть застрахован на случай болезни или получения производственных травм.         

Миграционная политика должна защищать в первую очередь интересы нашей страны, поэтому нельзя создавать какие-то национальные анклавы. В крупных городах страны уже есть такие анклавы, где высока преступность. Почему ставят на миграционный учет в этих анклавах?

Велики заявки работодателей многих крупных городов на иностранную рабочую силу. А в официальной базе региональных центров занятости нередко гораздо меньше вакансий. Почему миграционные службы регионов и губернаторы, мэры далеко не всегда следят за такими проблемами? Чудовищные масштабы строительства многоэтажных коробок вокруг Москвы с помощью мигрантов-строителей уже превратили Москву в сплошную «пробку» с загазованным воздухом.

Надо подчинить региональную миграционную политику развитию села и малых городов страны.  Крупные города пухнут, сюда едут и внешние мигранты, и внутренние – из малых и средних городов, из сел. Через 10 лет можем получить порядка десяти агломераций по 15 млн человек в среднем в каждой.  А вокруг – заброшенные земли. Если сейчас не привлекать туда бывших соотечественников, мигрантов и беженцев, не вкладывать деньги в малые города (жилье, дороги, предприятия), села, чтобы там жили и работали люди, так и будет. Прогнозы ЛДПР сбываются, и власти надо к ним прислушиваться.

Последний рецепт – повторяем уже более двадцати пяти лет – надо больше создавать совместных сельхозпредприятий и агропромышленных комплексов с Узбекистаном, Киргизией, Арменией, Азербайджаном, Туркменией. Вложенные деньги быстро окупятся. Население будет питаться хорошими овощами и фруктами, увеличатся поставки нашего продовольствия в страны Азии, Африки. Сколько друзей приобретём. Пора быстрее от труб переходить к продовольствию. Во многих странах недостаточно пахотных земель, у нас и странах СНГ их с избытком. Тогда и миграция пойдет на убыль.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020