Депутаты Фракции ЛДПР во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким предложили обязать крупные торговые сети на территории своих субъектов обеспечивать в каждой сети наличие товаров, произведённых региональными производителями, в объёме не менее 25% ассортимента
Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Соответствующая инициатива внесена в Государственную Думу 15 января 2024 года.
В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности региональных сетей. В связи с недружественными действиями ряда иностранных государств и санкций в отношении РФ, повлекшими уход с рынка иностранных компаний, особую значимость приобретает обеспечение продовольственной безопасности граждан и государства.
«Товары региональных производителей должны попадать на полки местных магазинов крупных сетей. Это, во-первых, логистически выгодно, это экономия на стоимости. Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастёт качество питания людей. Ну и, конечно же, развитие предпринимательства, рабочих мест, а это экономика, доходы граждан. Все эти причины, очевидные для людей, не раз были услышаны нами в ходе встреч с гражданами в поездках. Как и заявляли, вносим на рассмотрение Госдумы законопроект об обязательном введении в сетевых магазинах и гипермаркетах «местных полок», – отметил Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
В настоящее время региональные товаропроизводители часто не выдерживают конкуренции из-за отсутствия стимулирующих мер, а доля местной продукции в региональных торговых сетях остаётся незначительной. Актуальность государственной поддержки местных товаропроизводителей демонстрирует и то обстоятельство, что малый бизнес при содействии органов государственной власти самостоятельно предпринимает меры по развитию каналов сбыта для местных товаропроизводителей.
Например, в Хабаровском крае в 2022 году Краевым сельскохозяйственным фондом в сотрудничестве с рядом компаний запущен проект «Фермерские островки», благодаря чему фермеры и небольшие сельхозкооперативы получили доступ в крупные торговые сети. В 2020 году торговая сеть «ВкусВилл» начала проект «Региональная полка» в целях поддержки местных производителей в Республике Татарстан, впоследствии распространив положительный опыт на г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калужскую, Ростовскую, Воронежскую и Нижегородскую области, а также на иные субъекты РФ.
"Поддерживаю инициативу, так как местная продукция не всегда занимает достойное место на полках магазинов. Тем временем натуральные продукты от местных производителей молочных продуктов, мяса, рыбы остро востребованы у якутян", - прокомментировал лидер Якутского реготделения ЛДПР Гаврил Парахин.
Предлагаемые ЛДПР изменения закрепят требования к показателю доли местной продукции, которая должна быть представлена в торговых сетях, что в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволит стабилизировать рынок в условиях тенденции к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах. Такие меры будут содействовать реализации экономического потенциала субъектов РФ и повышению их самостоятельности.
Справочно:
На важность поддержки региональных производителей обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе прямой линии и большой пресс-конференции 14 декабря 2023 года, обратившись к главам субъектов Российской Федерации с указанием на необходимость способствовать продвижению региональных брендов.
В 2021 году торговая сеть «Магнит» выкупила сеть магазинов «Дикси», а торговая сеть «Лента» – сеть супермаркетов «Билла Россия». Региональная сеть «Семья» (Пермский край) была приобретена торговой сетью «Лента», а сеть супермаркетов Тамбовской области «Огонек»/«Эконом» в связи с недостаточной прибыльностью прекратила свою деятельность, её торговые объекты были переданы торговой сети «Пятёрочка».
Только 14% от общего объёма закупок торговой сети «Магнит» приходится на местных поставщиков. В магазинах «Магнит» Пермского края доля местной продукции приближается к 16%. На долю местных товаров в торговой сети «Лента» приходится около 20% от общего ассортимента. Местные товары в торговых объектах сети «Пятёрочка» составляют около 15% от ассортимента.